§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - cтраницы 44, 45, 46, 47, 48, 49

1. Заполните схему. Фактами из пункта 1 § 9 подтвердите формирование древнерусской народности.

§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 1

2. Прочитайте фрагмент из Русской Правды и выполните задания.

§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 2



1) Дайте определение понятия «Русская Правда».

«Русская Правда» - свод законов на Руси.

2) Подтвердите выдержками из документа существование социального неравенства в Древней Руси.
За убийство человека из разных слоев требовалась разная сумма: за рядовича – 5 гривен, а за княжеского мужа – 80!

3) Выпишите выделенные в тексте понятия. Дайте им определения.
Вира – судебная пошлина , штраф. Гривна – денежная единица древней Руси. Рядович – человека, заключивший договор на выполнение работы. Закуп – человек, получивший заем у господина. Холоп – раб. Людина – простой, свободный житель Руси.

Подчеркните понятия, обозначающие категории зависимости населения.

4) Укажите, каким образом человек мог стать рабом.
Закуп, не вернувший заем господину.
3. Дайте определение следующих понятий.

Вотчина – крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.
Бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Нарисуйте план – схему вотчины.
Рядом поместите условные обозначения, использованные на плане-схеме.
4. Заполните схему.

§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 3

5. Заполните таблицу. Сравните роль монастырей в жизни стран Западной Европы в Средние века и в жизни Древней Руси. Подчеркните общее.

§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 4

6. По какому признаку образованы ряды?

Митрополит, епископ, архиепископ – высшая церковная иерархия.
Монахи, игумены, келья – монастырь.
Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Евфросинья Полоцкая – святые монахи и монахини.
7. Прочитайте фрагмент из Жития Преподобной Евфросиньи Полоцкой и ответьте на вопросы.

§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 5



Прочитайте пункт 6 § 9. Сравните содержание пункта параграфа с документом.

1) Какие духовные идеалы нашли воплощение в жизни и деяниях Евфросиньи Полоцкой?
Работоспособность, бескорыстность, помощь бедным и нищим.

2) Объясните, какие моменты в поведении и деяниях людей (Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Евфросиньи Полоцкой) верующие могут отнести к проявлению святости.
Жертвенная любовь во Христе и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни.

3) С какой уелью, по вашему мнению, Евфросинья совершила на склоне лет трудное путешествие в Иерусалим?
Евфросинья на старости лет решила посмотреть на землю, по которой когда- то ходил Бог и Спаситель мира.
8. Решите кроссворд «наоборот», то есть составьте к нему вопросы по горизонтали (11) и вертикали (1). Используйте пункты 4 и 5 § 9, а также иллюстрации к параграфу.

§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 6


§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 7


§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 8


§9 Общественный строй и церковная организация на Руси - 9

9. Используя материал пункта 5 § 9, подготовьте устный рассказ об истории Киево-Печерского монастыря. Выпишите названия, имена, понятия, которые вы включили в свой рассказ.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: