Работаем с текстом

1. Прочитайте текст учебника "Взаимосвязь органов и систем органов" и составьте схему "Взаимосвязь органов и систем органов животных".



2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

Вегетативные органы растений - корень, побег.
Они обеспечивают питание, развитие и рост растения. Корень всасывает из почвы воду и минеральные вещества, укрепляют растение в почве. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Основная функция листьев - образование органических веществ.

3. Выпишите из текста учебника доказательства того, что почка-зачаточный побег.

Почка покрыта плотными чешуями, под которыми находятся зачаточный стебель и маленькие зачаточные листья.


4. Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

Почка представляет собой зачаточный побег. Различают почки вегетативные и генеративные. Благодаря вегетативным почкам происходит нарастание и ветвление побега. Из генеративных почек развиваются цветки или соцветия, а затем плоды.

5. Дайте название тексту и ответьте на вопросы к нему.

Фитонциды чеснока и хрена.


В тексте учебника найдите названия растений, содержащих большое количество этих веществ.

Чеснок, хрен.

Найдите в Интернете другие примеры использования растений, выделяющих эти вещества.

Для лечения гнойных ран, трофических язв, трихомонадного кольпита.




6. Объясните осеннее разнообразие красок, описанное в стихотворении И.А.Бунина, с точки зрения ученого-ботаника.


Какие процессы происходят в это время внутри листа?


7. Отгадайте загадки. Ответьте на вопросы.

1. Красная девица росла в темнице,
Люди в руки брали, косы рвали.

Растение - морковь.

Какой орган видоизменен? Корень.

Какое название носит это видоизменение? Корнеплод.

2. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

Растение репа.

Какой орган видоизменен? Корень.

Какое название носит это видоизменение? Корнеплод.

3. Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,
Целый днь на животе греется на грядке.

Растение - капуста.

Какой орган видоизменен? Почка.

Какое название носит это видоизменение? Кочан.

4. Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Растение - лук.

Какой орган видоизменен? Подземный побег.

Какое название носит это видоизменение? Луковица.


8. Вставьте в текст пропущенные слова. Ответьте на вопросы.

Движение может происходить на уровне клетки (перетекание цитоплазмы), на уровне отдельных органов (сокращение сердца) и всего организма в целом. У большинства растений сокращения совершается на клеточном уровне, иногда - на уровне органов. Большинство животных обладают способностью к перемещению в пространстве. В результате они находят пищу, спасаются от хищников, приспасабливаются к неблагоприятным условиям обитания, размножаются. Движение возможно благодаря координированной работе нервной и опорно-двигательной систем.

Приведите примеры, подтверждающие, что животные благодаря перемещению в пространстве приспасабливаются к неблагоприятным условиям обитания.

Если мы капнем уксус близ того места, где ползает амеба, то последняя повернет от этого места прочь.

9. Выпишите из текста 34 учебника значение нервной системы.

Вместе с эндокринной системой она обеспечивает согласованную работу всех систем органов.

Опишите, как выглядят:

самая примитивная нервная система - нервная сеть (гидра).

наиболее развитая нервная система - у позвоночных животных: центральная (головной и спинной мозг) и переферическая (нервы и нервные узлы).