Для того, чтобы ближе познакомиться с жизнью живых организмов, полезно совершать экскурсии в природу. Экскурсия (от латинского лова excursion – поездка) – коллективная прогулка с образовательной целью.

На экскурсию возьми с собой блокнот или тетрадь. Туда ты будешь записывать или зарисовывать то, что удалось увидеть. Предлагаем тебе образец дневника наблюдений

Дата

Тема экскурсии

Что наблюдаю

Что думаю о причинах наблюдаемых явлений

15.05

Живая и неживая природа

Окружающую среду

Взаимодействие живой и неживой природы

После экскурсии нужно будет подготовить отчет и сдать его на проверку учителю. Поэтому мы прилагаем к каждой экскурсии карточку-задание, которая поможет тебе не только во время проведения экскурсии, но и дома при подготовке отчета

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Цель экскурсии: Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе

Дата проведения экскурсии 15.05

Карточка-задание

1) Найди по три-четыре тела неживой и живой природы. Назови их

2) Собери образцы горных пород (гранит, песок, глину и др.), охарактеризуй их свойства. Результаты своих наблюдений внеси в таблицу

3) Нарисуй две березы (или две ели) разной высоты. Поясни, какое свойство живых организмов отражено на рисунке

4) Понаблюдай за каким-нибудь животным и опиши его движения

5) Объясни, какое значение имеет движение в его жизни

6) Сделай вывод о различиях тел неживой природы и живых организмов

7) Оформи отчет об экскурсии

Отчет об экскурсии

1. Тела неживой природы: камень, гранит, песок, глина

Тела живой природы: береза, ель, муравей, паук

2. Свойства горных пород

Горная порода

Цвет

Блеск

(«+» или «-»)

Рыхлость («+» или «-»)

Плотность («+» или «-»)

Гранит

серый

+

-

+

Песок

коричневый

-

+

-

Глина

Красно-коричневый

-

+

+

3. Признаки живых организмов

дышат кислородом, передвигаются, необходима вода

§54. Задание на лето - 1

4. Способы передвижения животных

плавают, летают, прыгают, бегают

Значение движения в их жизни

защита от врагов, ищут пищу

Вывод: для живых организмов необходим кислород, вода, для животных большую роль играет скорость передвижения

Экскурсия «Живые организмы зимой»

Цель экскурсии: научиться наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм

Дата проведения экскурсии 20.01.2015

Отчет об экскурсии

1. Растения в лесу расположены ярусами

Ответ:

§54. Задание на лето - 2

Причина: светолюбивость растений, частота посадок

Ответ:

§54. Задание на лето - 3

Причина: водой и питательными веществами растению приходится делится с другими растениями

Ответ:

§54. Задание на лето - 4

Причина: достаточно света, питательных веществ, воды

Ответ:

§54. Задание на лето - 5

Листья-иголки – приспособление вечнозеленых растений. Это приспособление возникло в процессе эволюции для уменьшения скорости испарения воды листьями

Ответ:

§54. Задание на лето - 6

Эти животные питаются

Ответ: Многие лесные обитатели на зиму делают запас еды, чтобы зимой не умереть с голоду. Так, например, лесная мышь собирает желуди и орехи в качестве запасов, и складывает их в дупла, в норы и под пни, А белки прячут орешки в лесной подстилке, засовывают за кору деревьев, а между ветвей деревьев укрепляют грибы, собранные с осени. Все это им помогает пережить зиму в лесу

2. Пример положительного влияния человека на лес

Ответ: Защита насекомых и различных вредных насекомых химическими веществами. Восстановление зеленых участков зеленого насаждения, посредством посадки новых деревьев. Тушение пожаров (например, летом, когда горит торф, то есть виновата природа)

Пример отрицательного влияния человека на лес

Ответ:

1) поджоги, в следствии, неосторожности и безалаберности человека

2) охота на редкие виды животных и птиц

3) вырубка лесов в промышленных целях

Вывод: на живые организмы влияют различные факторы среды:

а) неживая природа: температура, вода, воздух, климат

б) живая природа: другие растения и животные, микроорганизмы

в) антропогенный фактор – человек воздействует на природу

Экскурсия «Живые организмы весной»

Цель экскурсии: наблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; ознакомиться с многообразием живых организмов

Дата проведения экскурсии 20.04.2015

Отчет об экскурсии

1. Раннецветущие растения

§54. Задание на лето - 7

значение раннего цветения для этих растений

Ответ: пока вокруг почти нет других цветов, они гарантировано привлекут насекомых-опылителей. Нет молодой липкой листвы, которая задерживает пыльцу

2. Ярусное расположение растений в лесу

§54. Задание на лето - 8

Значение ярусного расположения для растений

Ответ: Для того, чтобы каждое растение могло получить максимальное количество солнечной энергии, нужное для фотосинтеза

3. В темном еловом лесу у многих травянистых растений светлая окраска цветков

§54. Задание на лето - 9

Причина

Ответ: это приспособление к секундному освещению под пологом елового леса. Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители

4. Животные, встречающиеся в лесу

Ответ: волки, кабаны, зайцы, тетерев, дятел, муравей

5. С приходом весны на деревьях распускаются почки

§54. Задание на лето - 10

Причина распускания почек

Ответ: весной начинает таять снег, почва постепенно отмерзает и корневая система начинает всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. И когда дереву будет не хватать этих самых веществ, то и будут образовываться почки для получения органических веществ из неорганических (фотосинтез)

6. Под влиянием деятельности человека происходят изменения в природе, в том числе в нашей местности. Положительное влияние деятельности человека

Ответ: строительство заповедников, заказников, национальных парков, подкармливание животных, создание новых видов растений

Отрицательное влияние деятельности человека

Ответ:

1) Человек извлекает из природы невосполнимые природные ресурсы, которые образовывались тысячи лет так как: каменный уголь, нефть, газ

2) вырубаются леса

3) пожары ленные из-за нерадивого отношения людей к природе

4) осушаются леса, что нарушается водный баланс в природных сообществах

5) строительство промышленных сооружений, без специальных уловителей (по отношению к атмосфере, гидросфере, литосфере)

6) выброс в природу бытовых и промышленных отходов производства

Выводы:

а) в одном сообществе неслучайно живут разные растения. Это связано с тем, что для разных растений необходимы одни и те же условия

б) животные играют важную роль в жизни растений, так как животные играют, прежде всего, важнейшую роль в образовании почв, особенно беспозвоночные – насекомые, клещи, кивсяки, дождевые черви и моллюски. Там, где много беспозвоночных – почвообразователей, очень хорошо развивается и растительный покров Земли. Вторая исключительно важная роль животных – уничтожение больных и недостаточно жизнеспособных экземпляров растений



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: