65. Почему в каждой группе слов из предыдущей схемы поставлено многоточие? Составьте и запишите 2 - 3 словосочетания со словами каждой группы.

В каждой группе слов стоит многоточие, потому что это не полный список, и каждую группу можно продолжить.

Устный пересказ, рукописный текст, техническое задание, научный руководитель;
художественные книги, экстренные телеграммы, короткие стихотворения;
описание к рисунку, подпись к фотографии, обоснование к схеме;
слушать рассказчика, написать поэму, проверять домашнее задание.

66. Прочитайте диалог учителя и учеников. Какие признаки текста называются?

Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 14. Что мы знаем о тексте - 1


В данном диалоге называются следующие признаки текста: тема текста, основная мысль, заголовок, план текста, абзацы, связанные по смыслу предложения.

67. Сравните две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу и служат для выражения развёрнутой мысли? Это и будет текстом. Как можно его озаглавить?

Вторая запись является текстом, потому что в ней есть смысл, предложения связаны между собой, можно выделить основную мысль. Я думаю, этому тексту можно дать заголовок "Предрассветный час".

68. В упражнении даны два небольших текста, не отделённых друг от друга. Докажите это. Озаглавьте тексты. Спишите их, начиная каждый текст с новой строки (с абзаца) и ставя в конце предложений нужные знаки.

Здесь присутствуют два текста, потому что речь в начале идет об осеннем вечере, а затем резко начинается повествование о зимнем дне.

Сентябрьский вечер
Вечерело. Быстро сгущались сентябрьские сумерки. На высоком небе робко проступили первые звёздочки. Деревья сливались в одну тёмную массу. Стояла тишина.

Прогулка на лыжах
В тихий зимний день выхожу в лес на лыжах. Чистые сугробы лежат под деревьями. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берёз.



69. Почему данную ниже запись нельзя назвать текстом? Расставьте рпедложения, начиная со второго, так, чтобы получился свзяный текст. Запишите его. Если вы правильно выберете последовательность предложений, то у вас получится отрывок из "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого.

Запись предложений в таком виде нельзя назвать текстом. Здесь нарушен порядок предложений, из-за чего теряется логическая связь и нить повествования.

Правильный текст: Мотор осёкся и замолча. Самолёт стремительно понёсся вниз. Падая, самолёт задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части. Но мгновение раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб. Это спасло ему жизнь.


70. Изложение. Какое из названий ярче отражает содержание текста: "Случай на охоте", "Как я однажды охотился" или "Хитрый заяц"? Укажите слова, близкое по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться.

Напишите изложение от 3 - его лица по данному ниже плану.

На мой взгляд, название "Хитрый заяц" выразительнее отражает идею текста.

Идти - отправиться, смотреть - глядеть, бегать - носиться, прятаться - притаиться.

Изложение

План
1. Гончие выследили зайца.
2. Заяц пропал.
3. "Не выдавай меня!".
4. Охотник пощадил зайца.

Однажды охотник отправился на охоту. Через некоторое время его гончие собаки выследили добычу - зайца. Началась погоня. Охотник встал на дорожке и решил посмотреть, кто окажется шустрее.

Вдруг заяц пропал из вида. Собаки с лаем носились по полянке, вынюхивали следы, но зайца отыскать не могли. Охотник решил сходить посмотреть, куда же делся заяц.

Вышел охотник на полянку, искал глазами зайца и увидел! Сидит серый зайчик на высоком пне, уши поджал и смотрит жалобно, как будто говорил ему "Не выдавай меня!".

Жалко стало охотнику такого умного зайца, опустил он ружье, отозвал своих собак. И пошел дальше в лес, а этому зайцу дал шанс на долгую жизнь.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: