122. Прочитайте сначала про себя, потом вслух. Бывает ли то, о чём говорится в этом забавном стихотворение? Где нужно поставить точки и запятые, чтобы устранить несуразности, нелепости? Докажите, что знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном, горит
Чей-то дом,
Хвостом виляет
Песик, из ружья
Стреляет
Мальчик,
Чуть не сломал
Мышку
Кот, в очках
Читает книжку
Старый дед,
Влетел в окно
Воробей,
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
(Б. Заходер)

Запятая - очень важный знак пунктуации. Это стихотворение доказывает, что без знаков препинания, в частности, запятых, крайне сложно понять верный смысл любого текста.
Это стихотворение, если читать без знаков препинания, - небылица, но если верно расставить запятые - то здесь описаны вполне реальные события.

123. Прочитайте текст. Что мешает его пониманию? Озаглавьте текст, разбейте его на два абзаца. Спишите, ставя в конце каждого предложения нужный знак препинания.


Ночные заморозки

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом. Полотнища палатки чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

П
ора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря. Уже виднеются огромные очертания ив, уже меркнут звезды. (К. Паустовский)

При первом прочтении очень мешает пониманию текста полное отсутстви знаков препинания.

124. Что записано слева, а что справа? Можно ли сказать, что поэт Э. Успенский соединил слова в предложении без синтаксических ошибок? Но почему мы улыбаемся, читая это четверостишие?


Слева перечислены слова, а справа - сформулированы предложения и текст.
Поэт Э. Успенский соединил слова в предложении без синтаксических ошибок.

Чтение четверостижия вызывает улыбку, потому что в нем описана нелепая небывалая ситуация.

125. Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов. Докажите на основе составленных предложений, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли.


1. Одинокий, путник, у, дуб, остановился, высокий. - Одинокий путник остановился у высокого дуба. Путник остановился у одинокого, высокого дуба.
2. Зима, лепить, снеговик, дети, быстро, весёлые, на пруду. - Зимой веселые дети быстро лепили снеговик на пруду. Зимой на пруду дети быстро лепили веселого снеговика.

126. Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Назовите известные вам. Какие из них ставится в конце предложения? Какие знаки препинания доступны для набора в вашем мобильном устройстве?

В русской пунктуации десять знаков препинания: точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, кавычки, тире, многоточие, скобки.

Знаки препинания, ставящиеся в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие.

На моем мобильном телефоне доступны все знаки препинания.

127. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сжато, в 3- 4 предложениях, изложите содержание этого текста.


Учебник по русскому языку Ладыженская Баранов Тростенцова 5 класс Часть 1 - § 25. Пунктуация - 1

Основной мыслью текста является то, что без знаков препинания не только усложняется понимаение текста, но и есть вероятность полного искажения первоначального смысла.

Пересказ

А.П. Чехов говорил, что знаки препинания - это все равно, что ноты при чтении. Без знаков препинания очень сложно понять смысл написанных текстов. Так, например, в Древней Руси знаки препинания не использовались, поэтому ученым до сих не удалось до конца расшифровать древние писания.

*Убедимся - глагол, н.ф. - убедиться, 2 спр., сов.вид., 3-е л., мн.ч.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: