§88. Повторение изученного в 5 классе - cтраницы 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106
› ГДЗ
507. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Буквами н. (несовершенный) и с. (совершенный) обозначьте вид глаголов. Какого они спряжения?
Растаял (с., 1) в поле снег, леса повеселели (с., 1),
Даль заливных лугов лазурна и ясна;
Стыдливо белая береза зеленеет (н., 1),
Проходят (н., 2) облака все выше и нежней,
А ветер сушит (н., 2) сад и мягко в окна веет (н., 1)
Теплом апрельских дней.
Растаял (с., 1) в поле снег, леса повеселели (с., 1),
Даль заливных лугов лазурна и ясна;
Стыдливо белая береза зеленеет (н., 1),
Проходят (н., 2) облака все выше и нежней,
А ветер сушит (н., 2) сад и мягко в окна веет (н., 1)
Теплом апрельских дней.
508. Выпишите глаголы и распределите их на две группы: а) стоящие в неопределённой форме; б) употреблённые в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть (-ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Где стоит суффикс -ся в этих формах-до или после окончания?
509. Прочитайте стихотворение. Как бы вы его озаглавили? Выпишите две формы глаголов будущего времени - простую и сложную. Укажите вид этих глаголов.
Название "Посадим дерево".
Простая форма (сов.в.): посадим, вырастет, зашуршит, загорится, проснутся;
Сложная форма (несов.в.): будут вить, будут светиться, будут шелестеть.
Название "Посадим дерево".
Простая форма (сов.в.): посадим, вырастет, зашуршит, загорится, проснутся;
Сложная форма (несов.в.): будут вить, будут светиться, будут шелестеть.
512. Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице в единственном числе. Укажите спряжение глаголов.
513. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Объясните условия выбора букв е и и в безударных окончаниях глаголов.
Цветет ива. Вокруг нее летают (на - ать, 1) шмели, порахют (на - ать, 1) бабочки, суетятся (на -ить, 2) бестолковые мухи. Над лужами вьются (1) комары.
Перелетные птицы торопятся (на - ить, 2) на родину, к своим гнездам. Позже других вовращаются (на -ать, 1) самые яркие и пестрые птицы. Зимородок прилетает (на -ать, 1) из Египта, а иволга - из Южной Африки.
Цветет ива. Вокруг нее летают (на - ать, 1) шмели, порахют (на - ать, 1) бабочки, суетятся (на -ить, 2) бестолковые мухи. Над лужами вьются (1) комары.
Перелетные птицы торопятся (на - ить, 2) на родину, к своим гнездам. Позже других вовращаются (на -ать, 1) самые яркие и пестрые птицы. Зимородок прилетает (на -ать, 1) из Египта, а иволга - из Южной Африки.
514. Спишите. Как изменится текст, если в предложениях использовать форму глаголов прошедшего времени? Графически объясните правописание гласных в корнях с чередованием. Относятся ли глаголы примерять и примирять к словам с чередующимися гласными в корне? Расскажите, как вы наводите порядок в своей комнате.
С утра я начинают убирать комнату. Вначале скатываю ковер и снимаю с подоконника цветы. Я тщательно протираю каждый листочек и обильно поливаю растения.
Потом отжимаю тряпку и вытираю до блеска оконные стекла и зеркало.
Теперь надо положить на место игрушки моей младшей сестры. К письменному столу отца я не прикасаюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.
С утра я начинают убирать комнату. Вначале скатываю ковер и снимаю с подоконника цветы. Я тщательно протираю каждый листочек и обильно поливаю растения.
Потом отжимаю тряпку и вытираю до блеска оконные стекла и зеркало.
Теперь надо положить на место игрушки моей младшей сестры. К письменному столу отца я не прикасаюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.
515. К данным словам подберите и запишите однокоренные глаголы, имеющие в своём составе указанные части слова. Какими способами образованы записанные слова?
516. Прочитайте и озаглавьте текст. Укажите элементы разговорного стиля. Выпишите глаголы, распределяя их по видам - совершенный или несовершенный.
517. Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет».
В своём рассказе используйте:
один из текстов в качестве вступления (см. с. 105);
содержание рисунков;
в заключении одну из пословиц (см. упр. 508).
I. Вы не знаете нашего Стёпу?4 Хвастун он страшный.
— Я вчера за полчаса все дрова переколол, — сказал Стёпа однажды.
— Когда ты2 научился? — спрашиваем мы.
— А я давно умею, — отвечает он.
— Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается...
II. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «Ия смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором — раз! — и готово!»
И вот однажды...
В своём рассказе используйте:
один из текстов в качестве вступления (см. с. 105);
содержание рисунков;
в заключении одну из пословиц (см. упр. 508).
I. Вы не знаете нашего Стёпу?4 Хвастун он страшный.
— Я вчера за полчаса все дрова переколол, — сказал Стёпа однажды.
— Когда ты2 научился? — спрашиваем мы.
— А я давно умею, — отвечает он.
— Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается...
II. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «Ия смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором — раз! — и готово!»
И вот однажды...
518. Сгруппируйте глаголы, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом.
1) Перечитать - читать, входить - ходить, приклеить - клеить, перелетать - летать (прист.)
2) Мечтать - мечта, светлеть - светлый, краснеть - красный, мчаться - мчать, завтракать - завтрак, ужинать - ужин, бледнеть - бледный, формировать - форма, премирвать - премия.
1) Перечитать - читать, входить - ходить, приклеить - клеить, перелетать - летать (прист.)
2) Мечтать - мечта, светлеть - светлый, краснеть - красный, мчаться - мчать, завтракать - завтрак, ужинать - ужин, бледнеть - бледный, формировать - форма, премирвать - премия.
519. Обозначьте способ образования глаголов и их состав. От какой части речи образован последний глагол? Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 158).
520. Запишите глаголы с суффиксом -нича-, однокоренные с данными существительными. Укажите спряжение записанных глаголов.
слесарничать лентяйничать попрошайничать кустарничать |
рукодельничать сапожничать сотрудничать полдничать плотничать огородничать |
521. Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Яковлева. Спишите, раскрывая скобки. Над какой орфограммой вы работали? Какую пословицу использует автор? К чему призывает?
Помните, ребята
Правило одно:
Сам барабан
Не забарабанит,
Медная труба
Сама трубить не станет!
И если огонька
Нет, как говорится,
Сам по себе
Костер не загорится...
Не течет вода
Под лежажий камень,
Чтоб она текла
Камень сдвинь руками.
Помните, ребята
Правило одно:
Сам барабан
Не забарабанит,
Медная труба
Сама трубить не станет!
И если огонька
Нет, как говорится,
Сам по себе
Костер не загорится...
Не течет вода
Под лежажий камень,
Чтоб она текла
Камень сдвинь руками.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками: