17. Отряды насекомых. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы - cтраницы 37, 38, 39, 40

1. Изучив текст параграфа, сделайте вывод о том, какие особенности внешнего строения стрекоз позволяют им хорошо ориентироваться в пространстве.

Так как стрекозы хорошо и быстро летают, для ориентировки в пространстве у них имеются пара крупных сложных глаз.
2. Чем питаются стрекозы и их личинки? Можно ли их назвать хищниками?

И стрекозы, и их личинки являются хищниками. Питаются мелкими беспозвоночными: взрослые особи – насекомыми, личинки – мальками рыб и головастиками.
3. Назовите изменения у вшей, произошедшие с паразитическим образом жизни.

Ротовой аппарат сосущий, вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови у человека, крылья отсутствуют, конечности цепкие и сильные. Вши откладывают много яиц (гнид), которые очень цепко прикрепляются к волосу.
4. Как вы считаете, почему самки вшей откладывают так много яиц?

Самка вшей откладывает большое количество яиц для сохранения вида: это является приспособлением к паразитическому образу жизни.
5. Объясните, почему в годы войны для борьбы со вшами людей стригли наголо и проводили термическую обработку одежды.

Это являлось мерой профилактики от заражения вшами, так как во время войны специальных лекарственных средств не было, а вши в такое время распространяются очень быстро.
6. Объясните второе название отряда Жуки, исходя из особенностей их внешнего строения.

Первая пара крыльев у жуков превратилась в жёсткие надкрылья, откуда и второе название – Жесткокрылые.
7. Предположите, почему разные жуки имеют разную окраску надкрыльев.

Окраска надкрыльев зависит от места обитания насекомого. Она может быть защитной, покровительственной, сливающейся с окружающей средой по цвету, или угрожающей (отпугивающей), свидетельствующей о том, что жук несъедобен или ядовит.
8. В чем отличие ротового аппарата вшей и жуков?

У вшей сосущий тип ротового аппарата, у жуков – грызущий.
9. Объясните, что означает выражение: «Развитие организма идет без полного превращения».

При развитии с неполным превращением отсутствует стадия куколки.
10. Правильно ли составлена схема развития с полным превращением? (Если надо, исправьте).

Ответ: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.
11. Изучив текст параграфа, сделайте вывод о том, какие особенности внешнего и внутреннего строения жуков позволили им освоить все среды жизни.

Жуки могут обитать в разных средах, так как питаются они разнообразной пищей, приспособлены к жизни как в воде, так и на суше, на деревьях и под землей. Могут летать, хорошо бегать, некоторые – прыгать, благодаря развитым крепким конечностям.
12. Соотнесите приведенных насекомых и их значение.

Значение:
1. Помогает в борьбе с непарным шелкопрядом.
2. Зарывает навоз в почву.
3. Уничтожает вредителей растений.

Насекомые:
А. – божья коровка.
Б. – жук-красотел.
В. – жук-навозник.

Ответ: 1 – Б, 2 – В, 3 – А.
13. Рассмотрите жуков, изображённых на рисунке 57 учебника (с. 73). Каких из этих жуков вы наблюдали в вашей местности? Напишите, где они встречаются (в поле, в лесу, у водоема и т.д.).

17. Отряды насекомых. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы - 1

14. Из перечисленных признаков выберите отдельно характеризующие клопов и характеризующие жуков.

А. передние крылья превратились в жесткие надкрылья;
Б. передние крылья только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев – перепончатая;
В. колюще-сосущий ротовой аппарат;
Г. грызущий ротовой аппарат;
Д. пища весьма разнообразна;
Е. питаются соком растений или кровью животных;
Ж. окраска тела яркая, или защитная, или черная, или бурая;
З. окраска тела чаще яркая, заметная;
И. развитие с превращением;
К. развитие без превращения.

Для жуков характерно: А, Г, Д, Ж, И.
Для клопов характерно: Б, В, Е, З, К.
15. Рассмотрите рисунки. Подпишите под ними названия клопов. Укажите номера рисунков, изображающие клопов, которые:

1. Являются вредителями зерновых культур – вредная черепашка.
2. Являются паразитами человека, зверей и птиц – клоп постельный.
3. Скользят по поверхности воды, как на коньках – водомерка.
4. Обитают в толще воды – гладыш.

17. Отряды насекомых. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы - 2



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: