Тема 12. Анализаторы и органы чувств - cтраницы 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114

214. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
  • Чем анализаторы отличаются от органов чувств?
  • Верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы?

215. Прочитайте статью «Ощущения. Строение и функции анализаторов» (§48). Закончите таблицу, вписав названия частей анализатора, соответствующие их описанным функциям.

Функции

Преобразование энергии внешних раздражителей в систему нервных импульсов Проведение внешних импульсов в мозг В первичных сенсорных центрах - формирование ощущений, во вторичных - формирование образов воспринятых предметов в пределах одной можальности, в третичных - в пределах разных модальностей

Части анализатора

рецептор проводящие пути кора головного мозга

216. Вставьте в текст нужное слово (слова).

Рыбы могут увидеть приближающуюся моторную лодку, услышать её шум, но соединить эти образы в единое восприятие не могут. Это говорит об отсутствии третичных сенсорных зон мозга.

217. Определите, к физическим или психологическим иллюзиям можно отнести следующие. 1) «Увеличение» скорости движения инфузорий во столько раз, во сколько увеличивает микроскоп. (Вспомните формулу скорости: v = S/t, где S – путь (расстояние между двумя точками, которое под влиянием увеличения микроскопа зрительно становится больше) и t – время, которое субъективно не меняется, смотрим мы в микроскоп или нет.)

Физическая иллюзия.

«Уменьшение» верхнего кружка восьмёрки, если её перевернуть.

Психологическая иллюзия.

218. Укажите, какой из трёх типов иллюзий изображён на картинах а, б, в.

§12. Анализаторы и органы чувств - 1

Иллюзия перспективы – б.

Иллюзия контраста – в.

Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными – а.

219. Сформулируйте устно, чем иллюзии отличаются от галлюцинаций. Приведите примеры.

Пример иллюзии: мираж.

Пример галлюцинации: «искры в глазах».

220. Прочитайте статью «Положение и строение глаза» (§49). Сделайте подписи к рисунку.

§12. Анализаторы и органы чувств - 2

  1. сетчатка
  2. склера
  3. сосудистая оболочка
  4. центральная ямка
  5. слепое пятно
  6. зрительный нерв
  7. стекловидное тело
  8. мышца глаза
  9. роговица
  10. хрусталик
  11. радужная оболочка
  12. ресничное тело

221. Прочитайте §50 «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Заполните следующую таблицу.

Заболеванеи Причины Симптомы Лечение и профилактика
Конъюктивит Микробы, вирусы, аллергия зуд, краснота глаз, боль, слезоточивость Личная гигиена глаз
Близорукость Нарушение гигиены зрения слабое зрение вдали Гигиена зрения
Дальнозоркость Врожденное или нарушение гигиены зрения слабое зрение близи Гигиена зрения
Катаракта Травма, отравление ртутю, радиоактивное излучение помутнение хрусталика Гигиена зрения

222. Прочитайте §51 «Слуховой анализатор». Сделайте подписи к рисунку.

§12. Анализаторы и органы чувств - 3

  1. ушная раковина
  2. слуховой проход
  3. барабанная перепонка
  4. молоточек
  5. наковальня
  6. полукружные каналы
  7. улитка
  8. слуховой нерв
  9. преддверие с мешочками
  10. слуховая труба
  11. стремечко

223. Заполните таблицу «Строение и функции отделов уха».

Отдел уха Строение Функция

Наружнее ухо

Ушная раковина, слуховой провод, барабанная перепонка Восприятие звука, преобразование звуковых волн в механичекие колебания, защита
Среднее ухо Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) и слуховая труба Усиление колебаний
Внутреннее ухо Костный лабиринт: улитка (орган слуха), поддверие и полукружные каналы ( орган равновесия) Передача информации о звуке и равновесии к рецепторам

224. Используя сведения, полученные в 7 классе, об эволюции органов слуха у позвоночных животных (учебник В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс», с. 231–233), дополните таблицу «Эволюция органов слуха у позвоночных животных».

Класс позвоночных Отделы уха Приспособление к среде обитания

Рыбы

Внутреннее ухо Внутренняя (ушная) и внешняя среда одинаковые - жидкие
Земноводные, Пресмыкающиеся Среднее и внутреннее ухо Так как внешняя среда воздушная, косточки среднего уха преобразуют колебания воздушной среды
Млекопитающиеся Наружное, среднее и внутреннее ухо Наружное ухо обуславливает появление стереофонического слуха

225. Допишите, вставив необходимые слова, описание работы спирального органа.

Колебание перепонок круглого и овального окон приводит к колебанию жидкости внутреннего уха.

Колебания воспринимаются расположенным в средней части канала спиральным органом.

Слуховые рецепторы, находящиеся на основной мембране, колеблются вместе с её частями, откликающимися на разную высоту.

Волоски рецепторных клеток касаются покровной пластинки и возбуждаются.

Возникшие возбуждения идут в слуховую зону коры большого мозга.

В височной доле головного мозга происходит осмысливание полученной информации и определение её источника.

226. Прочитайте статью «Гигиена органа слуха» (§51) и заполните таблицу.

Отдел уха Заболевание, его симптомы и возможные последствия
Наружнее ухо Зоболевание наружного слухового прохода, нарушение слуха
Среднее ухо Воспаление, боль, заложенность ушнй. Может привести к нарушению подвижности слуховых косточек и потере слуха
Внутреннее ухо Тугоухость

227. Прочитайте §52. Сделайте подписи к рисункам.

§12. Анализаторы и органы чувств - 4

1 - улитка
2 - преддверие с желудочками
3 - полукружные каналы

1 - мошочек
2 - оболочка
3 - полукружны канал
4 - известковые кристаллики
5 - нервные волокна
6 - известковые кристаллики
7 - волоковые клетки

228. Объясните, почему рецепторы вестибулярного аппарата обладают слабой способностью к адаптации.

Слабо выраженная адаптация рецепторов вестибулярного аппарата к изменениям является надежной основой для контроля за положением тела человека в пространстве.

229. Прочитайте §52 и ответьте на вопросы. Почему, если прокатать болт между ладонями обеих рук и между подушечками пальцев, в последнем случае рельеф предмета ощущается лучше?

Количество рецепторов на подушечках пальцах больше.

Почему опасно вдыхать запах табачного дымы, бензина, аммиака, различных препаратов, употребляемых в химчистке, и других летучих веществ?

Они могут повредить слизистую оболочку носа.

Из каких компонентов складываются вкусовые ощущения?

Горькое, сладкое, кислое, солёное.

Почему при насморке вкусовые ощущения слабее?

В синтезе вкуса пищи принимают участия многие рецепторы, в том числе и обонятельные.

230. «Боль является сигналом о серьёзном нарушении гомеостаза. Болевые сигналы имеют «высший приоритет» среди всей информации, получаемой человеком. При их появлении происходит торможение других видов деятельности, и запускаются оборонительные программы поведения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, так как боль является важным сигналом об опасности – нарушении целостности тканей, которые могут угрожать жизни.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: