Тема 15. Индивидуальное развитие организма - cтраницы 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136

262. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Почему вид может существовать практически неограниченное время тогда, когда как каждая отдельная особь смертна? Как созревают сперматозоиды в яйцеклетки? От чего зависит пол ребенка?

263. Прочитайте статью «Размножение организмов» (§60). Сравните бесполое и половое размножение.

Характеристика Бесполое размножение Половое размножение
В размножении участвует 1 особь(и) 2 особь(и)
Наследственная информация у потомства по сравнениюс родительской особью Идентична Различется
Вероятность выживания вида в меняющихся условиях среды Маленькая Большая

264. Приведите примеры бесполого и полового размножения растений и животных.

Бесполое размножение Половое размножение
Растения Вегетативное, спорами Семенами
Животные Почкование, деление на двое Размножение гаметами, партеногенез

265. Изучите §60 и рисунки 162, 163 учебника.

§15. Индивидуальное развитие организма - 1

Подпишите названия органов мужской половой системы, указанных на рисунке.

  1. мочевой пузырь
  2. предстательная железа
  3. семенные пузырьки
  4. мошонка
  5. половой член
  6. семенники
  7. семявыносящие каналы

Какой из изображённых на рисунке органов не относится к половой системе?

Мочевой пузырь

Подпишите названия органов женской половой системы, указанных на рисунке.

  1. маточная труба
  2. матка
  3. яичник.

266. Перечислите этапы, из которых складывается жизненный цикл особи.

Оплодотворение, деление, рост, развитие, старение, смерть.

267. Прочитайте статью «Образование и развитие зародыша» (§60). Допишите утверждения.

Наличие в сперматозоиде и яйцеклетке половинного набора хромосом позволяет образовывать клетку с двойным набором хромосом, организм сочетает свойства обоих родителей. Слияние яйцеклетки и сперматозоида называют оплодотворение.
Оно происходит в маточной трубе. В результате этого процесса образуется зигота.
Она начинает дробиться и превращается в пузырек с ворсинками. В отличие от неоплодотворённой яйцеклетки, зародыш может удержаться в матке, потому что имеет ворсинки.

268. Прочитайте статью «Закон индивидуального развития» (§61). Ответьте на вопросы. Какие факты говорят в пользу основного биогенетического закона Геккеля – Мюллера?

Зародыши разных животных на начальных стадиях развития очень похожи.

Почему наблюдаются отклонения от биогенетического закона?

Возникают приспособления зародыша к тем условиям, в которых он находится, и органы, которые начинаются функционировать раньше, развиваются быстрее.

269. Прочитайте статью «Развитие плода» (§61). Напишите, после каких этапов развития зародыш становится плодом.

Когда исчезают ворсинки и появляется плацента.

270. Прочитайте §61. Ответьте на вопросы. Сколько дней, лунных и календарных месяцев длится беременность?

280 суток, 10 лунных и 9 календарных месяцев.

Что происходит с плацентой после рождения ребёнка?

После рождения ребёнка она отделяется и выталкивается.

271. Прочитайте статью «Наследственные и врождённые заболевания» (§62). Заполните таблицу.
Наследственные болезни Врожденные болезни
Определение Связаны с нарушением генного аппарата зародышевых клеток Связаны с повреждением зародыша в процессе его развития
Примеры Слабоумие, нарушение обмена веществ, гемофилия Алкогольный синдром плода
Профилактика Преждевременная диагностика наследственных заболеваний Отказ от вредных привычек родителей, ЗОЖ матери

272. Прочитайте статью «Болезни, передающиеся половым путём» (§62). Систематизируйте материалы в виде таблицы.

Название болезни Возбудитель Пути заражения Симптомы
СПИД ВИЧ

Нестерилизованные шприцы

От матери к ребенку

Половым путем

Снижение аппетита
Гепатит В Вирус гепатита В Половым путем и через кровь Темная моча, обесцвеченный кал, желтые белки глаз и кожа
Сифилис Бледная спирохера

I стадия образуется садина

II ствдия на коже повляется сыпь, снижается работоспособность

III стадия поражаются отдельные участки спинного мозга

273. Прочитайте §63 «Развитие ребёнка после рождения. Становление личности» и дополнительную информацию. Укажите временные рамки следующих возрастных периодов развития человека.

Новорожденный возраст: 1- 10 дней

Грудной возраст: 10 дней - 1 год

Подростковыйвозраст: 12 - 16 лет

Дополнительная информация.

§15. Индивидуальное развитие организма - 2

274. Прочитайте статьи «Темперамент» и «Характер» (§63). Сопоставьте понятия. Заполните таблицу.

Признаки Темперамент Характер
Наследуемость + -
Влияние воспитания - +

275. Сведите в таблицу информацию о четырёх типах темперамента, выделенных Гиппократом.

Темперамент Особенности нервной системы Примеры известных личностей, обладавших данным темпераментом
Меланхоличекий Слабый и легкоранимый, высокая чувствительность нервной системы Р. Декарт, Ч. Дарвин, Н. Гоголь, Ф. Шопен
Холеристический Преобладает процесс возбуждения, слаб процесс торможения, сильная нервная система А. Суворов
Сангвинический Сильная и уравновешенная нервная система, возбуждение легко сменяется торможением А. Герцен, В. Моцарт
Флегматический Сильная и уравновешенная нервная система, возбуждение медленно сменяется торможением М. Кутузов, И. Крылов

276. Дополнительная информация.

§15. Индивидуальное развитие организма - 3

277. Дайте определения понятий.

Экстраверт – человек, открытый и нацеленный на общение.

Интроверт – противоположно экстраверту, необщительный человек.

278. Прочитайте §64. Установите разницу между понятиями интерес, склонность, способность. Запишите свои выводы в таблицу.
Интерес Склонность Способность
Форма проявления познавательной потребности Пристрастие к знаниям определенного вида деятельности Индивидуальные физиологические и психологические потребности

280. Решите кроссворд №10.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: