Тема 3. Строение организма - cтраницы 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

18. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Какие органы выполняют функцию дыхания? Выделения? Различны ли органы разных животных?

19. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Назовите указанные органы грудной и брюшной полости.

§3. Строение организма - 1

  1. трахея
  2. гортань
  3. легкие
  4. сердце с сосудами
  5. околосердечная сумка
  6. диафрагма
  7. желудок
  8. печень
  9. желчный пузырь
  10. тонкий кишечник
  11. толстый кишечник
  12. аппендикс

20. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки.

§3. Строение организма - 2

Определите, делится показанная на рисунке клетка ли находится в состоянии между делениями. Поясните, почему вы так решили.

Цельное ядро, нет веретена деления, не видно хромосом

Изучите четыре варианта подписей к рисунку. Укажите номер верного варианта.

§3. Строение организма - 3

Верный вариант: №4

Вспомните и напишите основные отличия животной клетки от растительной.

В животной клетке отсутствует клеточная стенка, пластиды, вакуоли, но есть центриоли

21. Укажите уровни организации человеческого организма, начиная с молекулярного.

Молекулярный, клеточный, тканный, органный, организменный.

22. Впишите в текст пропущенные слова.

Эндокринная система осуществляет регуляцию органов через кровь с помощью гормонов. Нервная система осуществляет регуляцию с помощью импульсов, приходящих к органам по нервам.

23. Нарисуйте схему, отражающую основные этапы деления клетки.

§3. Строение организма - 4

24. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова: внешняя среда, внутренняя среда, обмен веществ, биологическое окисление, клеточные структуры, энергия.

Среда, в которой находится организм, называется внешняя среда, в которой находятся клетки и ткани, является внутренняя среда. Жидкость, омывающая мышцы, составляет внутреннюю среду. Содержимое пищеварительного канала относится к внутренней среде.
Из внешней среды клетки получают питательные вещества и кислород, необходимые для обмена веществ. Питательные вещества используются для построения клеточных структур и восполнения энергии. Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счёт биологическкого окисления органических веществ.

25. Конкретизируйте схему "субстрат фермент продукты реакции" на примере опыта по разложению ферментом каталазой пероксида водорода. Допишите утверждение.

Субстратом в этом примере является пероксид водорода, ферментом – каталаза, продуктами реакции – вода и кислород.
Ответьте, почему с варёным картофелем эта реакция не идёт.
При термической обработке ферменты теряют свою активность.

26. Кратко раскройте сущность следующих процессов жизнедеятельности клетки.

Обмен веществ – совокупность процентов биосинтеза и окисления, необходимых для поддержания жизни.
Рост – увеличение размеров и массы клетки.
Развитие – возрастные изменения клетки.
Раздражение – процесс воздействия на клетку.
Возбуждение – ответ на раздражение.
Покой – состояние, предшествующие состоянию возбуждения, когда на клетку не действует раздражитель.
Возбудимость – способность клетки переходить из состояния покоя.

27. Определите тип ткани, разновидности которой представлены на рисунках, и сделайте соответствующие подписи к ним.

§3. Строение организма - 5

Впишите недостающие слова в характеристику определенного нами типа ткани.

Общие свойства эпителиальной ткани: клетки располагаются тесными рядами, межклеточного вещества немного. Основная функция защитная и (или) секреторная, встречается в покровах или железах внешней и внутренней секреции.

28. Заполните таблицу.

Ткани Особенности строения и свойства Функции
Эпителиальные клетки располагаются тесными рядами в один или несколько слоев, межклеточного веществ немного защитная, секреторная
Соединительные хорошо развито межклеточное вещество опорная, транспортная, защитная, запасающая
Мышечные обладает возбудимостью и сократимостью; у гладкой ткани клетки веретеновидные, у поперечно-полосатой - длинные и многоядерные движение, работа внутренних органов сокращение
Нервные имеют один длинный и много коротких волосков возбуждение и проведение нервных импульсов

29. Выполните задания №1 и 4 на с. 56 учебника, допишите утверждения.

Шрамы на коже состоят из соединительной ткани. Они не загорают, потому что не содержат в своих клетках меланин. Диафрагма образована мышечной тканью. К этому выводу приводит тот факт, что она обладает сократимостью.

30. Найдите и подпишите на рисунке дендриты, тело нейрона, аксон и синапс.

§3. Строение организма - 6

31. Используя рисунок 21 на с. 59 учебника, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса. Заполните таблицу, указав части этой рефлекторной дуги и функцию каждой из них.

§3. Строение организма - 7

Часть рефлекторной дуги Функции
Рецептор воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс
Чувствительной нейрон передает возбуждение к центру
Вставочный нейрон переключает возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные
Двигательный нейрон несет возбуждение к рабочему органу
Круговая мышца глаза реагирует на полученное раздражение

32. Объясните, в чём проявляется действие обратных связей в нервной системе. Каково их значение?

Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и при необходимости, скоординировать ее.

33. Выполните практические задания № 2–5 по изучению свойств мигательного рефлекса, представленные на с. 60 учебника. Запишите и объясните результаты.

Число прикосновений к рефлексогенной зоне, достаточное для торможения рефлекса, - 1
Центральное торможение мигательного рефлекса возможно, потому что происходят частичные прикосновения к рефлекторной зоне.
Значение мигательного рефлекса состоит в том, что он оберегает глаз от опасности и сухости.

34. Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Знания, полученные мною в этой теме, обязательно мне пригодятся. Например, зная о том, что такое обмен веществ, я понимаю необходимость рационального питания, а также могу обеспечить комнатные растения в своем доме необходимыми условиями.

35. Решите кроссворд №3.

§3. Строение организма - 8

§3. Строение организма - 9



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: