6. Кровеносная и лимфатическая системы - cтраницы 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44

80. Повторите статью «Компоненты внутренней среды» § 17. Ответьте на вопросы.

1) Как питательные вещества, кислород и минеральные соли достигают тканей?

По кровеносной системе.

2) Как образуется тканевая жидкость?

Происходит обмен между кровью и клетками тканей, жидкая часть крови частично покидает кровеносные сосуды, она проходит в межклеточные промежутки и становится тканевой жидкостью

3) Как образуется лимфа?

Она начинается в тканях мелкими слепыми мешочками, состоящих из опит. слоя клеток.

4) Куда оттекает лимфа?

В кровеносную систему.
81. Прочитайте § 20 «Транспортные системы организма». Нарисуйте схематично строение стенок артерий, вен, лимфатических сосудов, капилляров, отразив различия в количестве и толщине составляющих их тканевых слоёв. Подпишите названия тканей.

82. Прочитайте статью «Лимфатическая система» § 20. Укажите, какими номерами обозначены.

6. Кровеносная и лимфатическая системы - 1

лимфатические капилляры – 1;
лимфатические сосуды – 2;
лимфатические узлы – 3.
83. Прочитайте § 21 «Круги кровообращения», изучите в учебнике рис. 51. Изобразите на рисунке малый круг кровообращения, указав направление движения крови стрелочками, венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.

84. Изобразите на рисунке большой круг кровообращения, указав направление движения крови стрелочками, венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.

85. Ответьте, замкнутой или незамкнутой является лимфатическая система.

Не замкнутой.

Укажите ее функции.


Очищает межклеточные промежутки от ненужных веществ.
86. Отчёт о лабораторной работе «Функция венозных клапанов» (с. 109 учебника).
  • Поднятая вверх рука побледнела, потому что клапаны закрываются.
  • Опущенная вниз рука покраснела, потому что клапаны открываются и поступает кровь.
Вывод: побледнение свидетельствует о прекращении тока крови, а покраснение – о её притоке.
87. Отчёт о лабораторной работе «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» (с. 109 учебника).


Признаки кислородной недостаточности:

- мурашки, покалывание и работа рецепторов нарушается.

Причины нарушения чувствительности пальца:
- нервные импульсы не проходят в орган – в палец, и обратной связи нет.

Массажем пальца по направлению к сердцу достигается:
- снабжение кровью пальца и подвод питательных веществ – связь.
88. Прочитайте § 22 «Строение и работа сердца». Сделайте подписи к рисунку.


1 – правый желудочек
2 – правое предсердие
3 – левый желудочек
4 – левое предсердие
5 – полулунные клапаны
6 – створчатые клапаны
7 – аорта
8 – верхняя полая вена
9 – верхняя полая вена
10 – легочные вены
89. Вернитесь к заданию № 89. На схематическом рисунке сердца не хватает сосочковых мышц и сухожильных нитей. Дорисуйте их простым карандашом и укажите функцию, которую они выполняют.

Не дают желудочкам вывернуться в сторону предсердий.
90. Прокомментируйте такое свойство сердечной мышцы, как автоматизм.

Способность органа работать без сигнальных раздражений.
91. Прочитайте статью «Сердечный цикл» § 22 и заполните таблицу.

Запомните! Створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков. (См. рис. 54 учебника).


92. Прочитайте статью «Регуляция сердечных сокращений» § 22. Ответьте на вопросы.

1) Как на работу сердца влияют адреналин, соли кальция и симпатический нерв?
- Адреналин учащает работу сердца.

2) Как на работу сердца влияют соли калия и блуждающий нерв?
- Нерв замедляет, а минералы интенсивно работают.
93. Прочитайте § 23. Допишите утверждения.

Причиной движения крови по сосудам является работа сердца, создаваемая давлением между началом и концом русла.
Артериальное давление крови измеряется в мм ртутного столба.
Если результаты измерения давления записаны формулой АД = 160/90, то это значит, что верхнее давление 160, а нижнее 90 мм рт.ст.
Скорость крови в аорте 50 см/с.
Скорость крови в капиллярах в 500-600 раз медленнее - 0,1 см/с.
Пульс связан с сокращением сердца, а не с толчками, возникающими при движении крови
94. Прочитайте статью «Поддержание постоянства артериального давления» § 23 и заполните таблицу.

95. Отчёт о лабораторной работе «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» (с. 117 учебника)

Длина ногтевого ложа (S) - 14 мм
Время прохождения крови по ногтевому ложу (t) - 2 сек
Скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа (V = S/t) - 7 мм/с
96. (Выполняется дома.) Если в семье есть курящий, измерьте у него скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа по методике, описанной в § 23 (рис. 56А), в моменты, когда курящему очень хочется курить и после выкуривания сигареты.

Протокол опыта:

Скорость кровотока до курения 0,9 сек.
Скорость кровотока после курения 0,5 сек.

Известно, что действие никотина двухфазное: вначале он увеличивает скорость кровотока, затем резко уменьшает его за счёт спазма сосудов.

Объясните, как это влияет на организм курящего.
Сначала увеличивается мозговая активность, а затем тормозится.

В чём причина того, что многие курящие люди начинают испытывать тягу к табаку?
Появляется зависимость от никотина.
97. Прочитайте статьи «Первая помощь при стенокардии» и «Первая помощь при гипертоническом кризе» § 24. Заполните таблицу.

98. Прочитайте статью «Внутренние кровотечения» § 25. Ответьте на вопросы.

1) Какие кровотечения называются внутренними?
- Кровь изливается в органы или в промежутки.

2)Какие кровотечения называются внешними?
- Кровь выходит наружу.

3) Что такое гематома (синяк)?
- Лопаются мелкие капилляры, в ткани попадает кровь и место опухает.

Почему и как со временем меняется цвет синяка?
- Выводится из этих тканей.

4) Почему при ушибах головы появляется шишка?
- Ушиб мягких тканей или органов.

5) Почему для уменьшения боли и размеров шишки на лбу лучше прижимать ушибленное место металлами, обладающими хорошей теплопроводностью?
- Они берут в себя жар.
99. Прочитайте статью «Внешние (открытые) кровотечения» § 25. Заполните таблицу.

100. Прочитайте статью «Носовые кровотечения» § 25. Укажите причины носовых кровотечений.

Травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Заполните таблицу.


101. Прочитайте статью «Лечение раны» § 25. Ответьте на вопросы.

1) Что такое струп?
- Коричневая корочка, образующаяся при свёртываемости крови.

2) Какова роль зернистой соединительной ткани и почему её не следует травмировать при перевязках?
- Она вся пронизана кровеносными сосудами и очень ранима.

3) Как размочить прилипший бинт?
- Водой (перекисью водорода с марганцовкой).

4) Для чего при повторных повязках применяют салфетки, смоченные риванолом или антисептической мазью?
- Для заживления.

5) Почему салфетку, смоченную йодом, нельзя прибинтовывать непосредственно к ране?
- Вызывает ожог.

6) Почему при образовании прочного струпа рану лучше держать без повязки, на воздухе?
- Чтобы не мокла.
102. Отчёт о лабораторной работе «Функциональная проба. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку» (с. 124 учебника).

Запишите результаты в табличной и графической форме. Выбор единиц измерений и разметку значимых точек на оси абсцисс и оси ординат сделайте самостоятельно.

103. Решите кроссворд №6.


По горизонтали:
4. Сосуд, несущий кровь в капилляры.
6. Омертвление ткани участка сердца.
10. Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены.
11. Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям.
12. Кровоизлияние в мозг.
13. Приспособление для остановки артериального кровотечения конечности.
14. Омертвление участка ткани.
15. Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

По вертикали:
1. Сосуд, в котором происходит обмен газов.
2. Сосуд, по которому кровь возвращается в сердце.
3. Мышечный слой сердечной ткани.
5. Прибор для измерения давления.
7. Заболевание, связанное со стойким повышением давления.
8. Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения.
9. Магистральная артерия большого круга кровообращения.
10. Коричневая корочка, образующаяся после свертывания крови.


Сохраните или поделитесь с одноклассниками: