Урок 19-20. Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение и свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе

1. Прочитайте §18. Заполните таблицу сведениями о кислороде:



2. Дополните схему, отражающую распространенность кислорода в природе:


3. Вычислите массовую долю кислорода в некоторых веществах:


4. Отметьте, в каких случаях речь идет о химическом элементе кислороде, а в каких - о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным - элемент, синим - вещество.

1) Кислород входит в состав воды.
2) Кислород - газ, плохо растворимый в воде.
3) В воздухе содержится приблизительно 21% кислорода.
4) В земной коре содержится приблизительно 47% кислорода.
5) Валентность кислорода равна двум.
6) Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
7) В промышленности кислород получают из воздуха.


5. Прочитайте §20 и занесите в таблицу сведения о физических свойствах кислорода.


6. Кислород в колбу можно собрать методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Объясните, на каких свойствах кислорода основаны эти методы свора газов.

1) О2 тяжелее воздуха.
2) О2 мало растворим в воде.

7. Рассчитайте объем кислорода, который растворится в 500 мл воды при 20 градусах Цельсия.

В 100 мл воды - 3,1 л кислорода
В 500 мл воды - х л кислорода

х = 15,5 л кислорода.


8. Оксиды - это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

Из предложенного ряда веществ выпишите оксиды и дайте им названия:


9. Составьте формулы оксидов по следующим данным:


10. Поясните термин "химические свойства веществ".

Свойства, характерные для данного вещества при взаимодействии с другими веществами.


11. Какая реакция называется горением?

Горение - химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

12. Заполните пропуски в схемах реакций:


13. Составьте уравнения реакций горения следующих простых веществ (в скобках указана валентность данного элемента в получаемом оксиде):



14. Составьте уравнения взаимодействия кислорода со сложными веществами:


15. Какие вещества были взяты для реакции, если в результате образовались следующие вещества (в схемах стехиометрические коэффициенты не указаны):


16. Составьте уравнения реакций по следующим данным:

1) При оксилении алюминия кислородом образовался оксид.

4Al+3O2 -> 2Al2O3

2) При взаимодействии меди с кислородом получился оксид меди (II).

2Cu+O2 -> 2CuO

3) При горении этилена образовался углекислый газ.

C2H4+3O2 -> 2CO2+2H2O

4) Бензол сожгли в кислороде. Получился углекислый газ.

2C6H6+15O2 -> 12CO2+6H2O

5) Из железа получили оксид железа (III).

4Fe+3O2 -> 2Fe2O3

6) Уголь сожжен на воздухе.

C+O2 -> CO2

7) Кислород можно получить при разложении перекиси водорода.

2H2O ->t O2+2H2O

8) При сжигании серы получился оксид серы (IV).

S+O2 -> SO2

9) Пирит подвергли обжигу. При этом образовался оксид железа (III) и оксид серы (IV) (с примером и заданием для самостоятельной работы).

4FeS2+11O2 -> 2Fe2O3+8SO2


17. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:


18. Задача. Какое количество вещества кислорода понадобится для полного сгорания 160 г метана? Вычислите массу образующейся при этом воды.


19. Задача. Вычислить массу оксида алюминия, образующегося при окислении 2,7 г алюминия.



20. Задача. Вычислить массу кислорода, требуемого для получения 16 г оксида железа (III) из железа.


21. Задача. Хватит ли 3,2 г кислорода, чтобы полностью окислить железо массой 2,8 г?