§ 24. Распределение доходов - cтраницы 84, 85, 86, 87, 88

1. Установи соответствие между терминами и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Термины:

A) потребительская корзина
Б) минимальный размер оплаты труда
B) прожиточный минимум

Определения:

1) сумма денег, необходимая для приобретения человеком минимального набора продуктов питания и иных благ, обеспечивающих выживание.
2) набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека;
3) месячная оплата труда, отработавшего полностью норму рабочего времени работника, которая не может быть ниже определённого уровня, установленного законодательством;

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А-2 Б-3 В-1


2. По официальным данным, прожиточный минимум россиянина в 2012 г. составлял 6131 рубль, при этом минимальный размер оплаты труда — 5205 рублей.

С какой целью правительство устанавливает минимальный размер оплаты труда?

Изначально МРОТ в мире появился для борьбы с «потогонными фабриками» и защиты низкоквалифицированных работников от несправедливой оплаты труда.

Как, по-твоему, должны соотноситься прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда?

Прожиточный минимум — это стоимость условной потребительской корзины и нужна это величина только для статистического учета. Это условная граница между бедными — те, кто живет на сумму меньше прожиточного минимума, и небедными.
В связи с экономическим кризисом в стране от депутатов Госдумы поступило предложение о ежемесячном пересмотре прожиточного минимума на человека, поскольку определённая часть установленной суммы регулярно «съедается» инфляцией.

Это наиболее актуально в связи с удорожанием продуктовой потребительской корзины вдвое. С 2016 года ожидается поднятие до уровня прожиточного минимума среднего пособия по безработице, а к концу 2017 года – поднятие минимальной заработной платы.

3. Какие факторы определяют неравенство доходов работников? Назови их и проиллюстрируй каждый примером.

Различия в способностях. У людей разные физические и интеллектуальные способности. Например, некоторые люди наделены исключительными физическими способностями и могут получать за свои спортивные достижения большие деньги. А некоторые наделены предпринимательскими способностями и имеют способности ведения бизнеса. Итак, люди, которые имеют талант в какой-то области жизнедеятельности, могут получать больше денег, чем др.

Различия в образовании. Люди отличаются не только различиями в способностях, но и по уровню образования. Однако эти различия в большинстве своем результатом выбора самого человека. Так, кто-то после окончания 11-го класса пойдет работать, а кто-то вступит в вуз. Итак, выпускник вуза имеет больше возможностей для получения большего дохода, чем люди, не имеющие высшего образования.

Различия в профессиональном опыте. Доходы людей отличаются, в том числе и вследствие различий в профессиональном опыте. Так, если Иванов работает в фирме один год, то понятно, что он будет получать зарплату меньше, чем Петров, работающий в этой фирме более 10 лет и имеет больший профессиональный стаж.

Различия в распределении собственности. Различия в распределении собственности является наиболее веской причиной неравенства доходов. Немалое количество людей имеют небольшую или вообще не имеют собственности и, соответственно, или получают небольшой доход или н не получают его. А другие являются владельцами большего количества недвижимости, оборудования, акций и т.д. и получают больший размер дохода.

4. Проанализируй один из разделов принятого в 2012 г. Федерального закона РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Выбери одну любую категорию населения и рассчитай, сколько и каких продуктов питания, согласно этому документу, может потреблять в неделю представитель этой группы. Заполни последнюю колонку таблицы.

Рабочая тетрадь по обществознанию Котова Лискова 8 класс - § 24. Распределение доходов - 1



Сделай вывод о соответствии объёма потребления выбранной тобой группы нормам здорового питания.

Выбранная мною группа дети, как видно в таблице, столько должен употреблять минимум один человек (ребенок) в одну неделю.

5. Составь логическую схему, объясняющую необходимость действий государства по перераспределению неравных доходов граждан.

Строим логическую схему: основной задачей государства является забота о гражданах, включающая в себя удовлетворение основных потребностей. Исходя из этого, следует, что основной предпосылкой является удовлетворение основных потребностей всех граждан; богатые имеют вышесреднего доход, бедные ниже среднего доход. Облагая их доход равным, но процентным налогом, выходит получение от богатых большего, для распределения по основным нуждам бедных.

6. Заполни пробелы в схеме. Соотнеси приведённые примеры в следующем перечне с видами экономических мер социальной поддержки (запиши номер примера).

а) пенсионные выплаты; б) льготы по оплате коммунальных услуг; в) помощь социальных работников по доставке лекарств и продуктов; г) предоставление бесплатных путёвок в санаторий; д) выплата пособий на детей; е) материнский капитал

Рабочая тетрадь по обществознанию Котова Лискова 8 класс - § 24. Распределение доходов - 2



7. Какие группы населения, по-твоему, нуждаются в особой поддержке государства? Почему?

Неработоспособные, пенсионеры, дети, инвалиды, сироты. Особенно дети и сироты, потому что, если государство не будет защищать этот слой населения, будущего у него не много.

Узнай, какую социальную поддержку в настоящее время в твоём регионе получает каждая из перечисленных тобой групп. Что, по твоему мнению, ещё необходимо сделать для помощи этим группам? Заполни таблицу.


Группа Действующие меры социальной поддержки Какие меры социальной поддержки еще необходимы
Пенсионеры Выплата пенсии Бесплатный проезд в стране, в пригородных транспортах, ж/д и т.п.
Матери одиночки Выплата пособий 50% скидка оплаты жилья
Сироты Льготы Предоставления жилья, работы после совершеннолетия
Инвалиды Выплата пособий по группам инвалидности Освобождения от уплаты жилья и коммунальных услуг

Нужно более прогрессивно финансировать граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

8. Некоторые страны Западной Европы столкнулись со следующей проблемой: беднейшие слои населения, преимущественно иммигранты, получающие от государства пособия по безработице, детские пособия, льготы по оплате жилья, продовольствие и одежду, бесплатную медицинскую помощь (пусть и в ограниченном объёме), не стремятся найти работу, изменить свою жизнь, причём такая модель поведения проявляется и у следующих поколений. Прокомментируй данную ситуацию.

Те, кто столкнулись с этой ситуацией, думают, что всё так легко достается, по сути им оплачивает всё государство и они сидят на шее государства. Они не стремятся найти работу, так как знают, что им оплатят всё государство. Государство должно помогать только тем, кто хоть что-то пытается делать, ищет работу, выращивает фрукты, овощи, животных. Пытается найти работу.

Какими принципами должно руководствоваться государство, разворачивая программы социальной поддержки населения? Предложи несколько принципов.

1) Принцип общественной целесообразности, согласно которому контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен лишь категориями населения, полностью или частично лишенными способности к труду и самообеспечению.
2) Принцип экономической эффективности выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование.
3) Принцип экономической справедливости заключается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто но объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.
4) Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения, согласно которому в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.
5) Принцип экономической самостоятельности местных органов.

Составь логическую схему, объясняющую необходимость действий государства по перераспределению неравных доходов граждан.

Строим логическую схему: основной задачей государства является забота о гражданах, включающая в себя удовлетворение основных потребностей. Исходя из этого, следует, что основной предпосылкой является удовлетворение основных потребностей всех граждан; богатые имеют вышесреднего доход, бедные ниже среднего доход. Облагая их доход равным, но процентным налогом, выходит получение от богатых большего, для распределения по основным нуждам бедных.



Сохраните или поделитесь с одноклассниками: